
Проведение экзаменов для вышеперечисленных категорий выпускников организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья и особенности психофизического развития. Директор Центра информатизации и оценки качества образования Ольга Несговорова остановилась на основных моментах, на которые выпускникам стоит обратить внимание.
Срок подачи заявлений на участие в экзаменах для выпускников 11-х классов заканчивается 1 февраля 2024 года, для выпускников 9-х классов – 1 марта 2024 года.
Девятиклассники и одиннадцатиклассники подают заявление в своей школе. Выпускники прошлых лет и обучающиеся техникумов, колледжей – в местах регистрации на сдачу ЕГЭ. Перечень этих мест размещен на сайте ГИА в Вологодской области http://ege35.edu35.ru.
«Если участнику экзамена в пункте проведения будут необходимы дополнительные условия, документы об этом нужно предоставить вместе с заявлением. Причем выпускникам как 9-х классов, так и 11-х классов и их родителям уже сегодня необходимо озадачиться подготовкой и сбором необходимых документов для создания дополнительных условий в ППЭ», — отметила Ольга Несговорова.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации при подаче заявления об участии в экзаменах:
• участники с ограниченными возможностями здоровья предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
• дети-инвалиды и инвалиды предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
При этом копию заключения ПМПК или копию справки об инвалидности выпускникам заверят в их школе и обращаться к нотариусу не нужно.
Основанием для организации экзамена на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и оригинал или надлежащим образом заверенная копия рекомендаций ПМПК.
Для участников экзаменов с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов обеспечивается создание следующих общих дополнительных условий проведения экзамена:
— увеличение продолжительности экзаменов по учебным предметам на 1,5 часа; устной части ЕГЭ или ОГЭ по иностранным языкам – на 30 минут;
— организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
В каждом пункте проведения экзаменов, в котором участник с ОВЗ, ребенок-инвалид или инвалид будет сдавать экзамены, выделяется отдельное помещение для приема пищи. Выпускник может до экзамена оставить там свой перекус и при необходимости во время экзамена пройти в это помещение в сопровождении организатора вне аудитории для принятия пищи.
Во время экзамена на рабочем столе любого участника может находиться вода в прозрачной бутылке без этикетки и, например, шоколад или орешки, при этом их упаковка не должна отвлекать других участников. Если ребенку необходим более плотный перекус, рекомендуется оставить его в указанном помещении.
Следующие общие дополнительные условия:
— беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание в них. Это означает наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, наличие специальных кресел и других приспособлений. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже;
— проведение ГИА в форме государственного выпускного экзамена в устной форме по желанию.
Для тех участников экзаменов, которым по состоянию здоровья недостаточно общих дополнительных условий, обеспечивается создание специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
— присутствие ассистентов, оказывающих необходимую техническую помощь. К примеру, ассистент может помочь участнику передвигаться и ориентироваться в ППЭ, занять рабочее место, прочитать задания, заполнить регистрационные поля бланков, в том числе дополнительных бланков, перенести ответы на задания контрольных измерительных материалов в бланки для записи ответов;
В качестве ассистента для участника может быть назначен учитель из школы, не являющийся учителем участника ГИА, а также не являющийся специалистом по данному учебному предмету, или социальный педагог. Также в исключительных случаях ассистентом участника может стать его родитель.
— использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
— для слабослышащих участников экзамена — оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
— для глухих и слабослышащих участников экзамена — привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
— для слепых участников экзаменов — оформление контрольных измерительных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером;
— для слабовидящих участников экзаменов — копирование в увеличенном размере экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии члена государственной экзаменационной комиссии; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
— выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
Для предоставления специальных условий участникам необходимо предъявить оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК.
Детям-инвалидам и инвалидам, при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность, также необходимо предъявить оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК.
«Важно уже сейчас обратиться в Центр психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи для прохождения комиссии и получения её рекомендаций, — обратила внимание Ольга Несговорова. — В приложении к заявлению на участие в экзаменах важно указать все необходимые дополнительные условия. А специальные условия должны соответствовать тем, условиям, которые указаны в рекомендациях ПМПК».